Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

 

  • Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ или ОГЭ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

 

  • Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;

 

  • Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ и ОГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;

 

  • Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

 

  • Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;

 

  • Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;

 

Используй такие формулы· самовнушений:

Я уверенно сдам ЕГЭ и ОГЭ.

Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.

Я с хорошим результатом пройду все испытания. Я спокойный и выдержанный человек.

Я смогу справиться с заданием. Я справлюсь.

Я должен сделать то-то и то-то….

 

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном,

«запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.

 

В день перед экзаменом

 

 

Советы участникам ЕГЭ, ОГЭ

 

Как настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ, ОГЭ

 

  • День сдачи ЕГЭ, ОГЭ — очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им.
  • Осознай то, что ЕГЭ, ОГЭ не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родители и учителя.
  • Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий — это поможет справиться с ситуацией.
  • Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.
  • Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись — тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе.
  • Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложное оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.
  • Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки.
  • При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу.
  • Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий.
  • Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Поэтому постарайся набрать максимальное количество баллов по всем легким заданиям, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

 

Желаем успехов!

 

Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ и ОГЭ» для родителей

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

 

  • Помните, что ЕГЭ, ОГЭ сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей;

 

  • Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь;

 

  • Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.;

 

  • Помогите Вашему ребенку в рациональном распределении предметной подготовки по темам;

 

  • Помните, что ЕГЭ, ОГЭ – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения;

 

  • Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов;

 

  • Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;
  • Помните, что полноценное питание особенно важно для ребенка на этапе подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. Постарайтесь увеличить количество натуральных продуктов и снизить количество употребляемых «фаст-фудов».

 

Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ, ОГЭ» для учителей

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые учителя, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

 

  • Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ЕГЭ, ОГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ, ОГЭ;

 

  • Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ЕГЭ, ОГЭ;

 

  • Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ. Старайтесь отвечать на эти вопросы;

 

  • Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;
  • Учите детей правильно распределять свое время в процессе подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;

 

  • Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;

 

  • Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, распределив ответственность между школой и семьей;

 

  • Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;

 

  • Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ЕГЭ, ОГЭ;

 

  • Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ЕГЭ, ОГЭ.

 

Помощь психолога для родителей

Уважаемые родители выпускников школ!

 

Ваши дети и Вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни – подготовки к сдаче Государственной Итоговой Аттестации (ГИА).

 

ГИА — это Государственная Итоговая Аттестация. Это общее название экзаменов, которые должны сдавать школьники для получения аттестата.

Какие форматы экзаменов включает в себя ГИА

ГИА имеет три формы:

  • ОГЭ — государственная итоговая аттестация в 9 классе;
  • ЕГЭ — государственная итоговая аттестация в 11 классе;
  • ГВЭ — письменные и устные экзамены в 9 и 11 классах для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогика, психология и психотерапия накопили большой опыт подготовки детей к различным экзаменам. Этот опыт мы и предлагаем Вам. Ознакомьтесь с ним, наверняка, он будет Вам полезен.

 

Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Экзамены — настоящий стресс. Стресс — это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет.

 

Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах.

 

Вначале Вам важно определить, насколько Ваш ребенок способен переносить стрессы. На этой основе Вы можете определить сами способы его поддержки.

 

Подростки с хорошей переносимостью стрессов:

 

  • С детства отважны, не только не боятся риска и опасностей, но и стремятся к ним.
  • Отличаются большим интересом ко всему окружающему, все исследуют.
  • Самостоятельно учатся уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается и даже улучшается.
  • Им всегда нравились самые разные ситуации испытания их способностей, знаний и умений – они предвкушают их, как спортсмены важных стартов.
  • К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и показывали хорошие результаты.
  • Во время контрольных и экзаменов они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет мышление и сообразительность.
  • Они с удовольствием делятся с Вами своими достижениями, в том числе в учебе и на экзаменах.
  • Неудачи на экзаменах не вызывали у них переживаний своей неполноценности, пессимизма, они «не опускали рук», а, наоборот, у них возникал азарт, стремление достичь успеха.

 

Помощь родителей.

 

Такие подростки требуют подхода к ним как к взрослым. Вам не надо развивать у них саму способность преодолевать стрессы, так что ваша поддержка должна сводиться к активизации у детей имеющихся ресурсов преодоления стрессов.

 

Укажем основные направления помощи.

 

  • Психофизиологическая помощь.
  • Питание – регулярное, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном.
  • Больше витаминов – овощей, фруктов, ягод (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимонов и апельсинов.
  • Режим дня: не заниматься по ночам – заканчивать занятия не позже 22:00; перед сном

— около часа отдыха и переключения внимания; сон не меньше 8-ми часов.

  • Подростку оптимально заниматься периодами по 1,5 часа с получасовыми перерывами и с применением в них приемов переключения внимания (указаны ниже).
  • Домашняя физиотерапия: прохладный или контрастный душ с утра; вечером – успокаивающие теплые ванны (хвойные, ароматизированные); массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром – интенсивный, стимулирующий, вечером – слабыми прикосновениями, успокаивающий).
  • На время подготовки к ЕГЭ, ОГЭ лучше исключить работу в Интернете, если этого не требует сама подготовка.

 

Помощь репетиторов.

 

Этот вид помощи не является обязательным, решение о нем принимается после консультации семьи с преподавателями школы с решающим словом за подростком. Начинать занятия надо с тех предметов, которые он выбрал, по которым подросток чувствует себя менее уверенно, это сразу снижает уровень тревожности. Из всех предметов ЕГЭ, ОГЭ достаточно репетиторства по двум-трем.

 

Индивидуальные психологические методы.

 

Приемы переключения внимания, применяются в перерывах между занятиями. К типичным приемам относятся следующие:

 

  • Прослушивание музыки, успокаивающей подростка.
  • Чтение книг или просмотр фильмов – приключения, юмор.
  • Легкая гимнастика (аэробика) под бодрящую музыку.
  • Непродолжительное общение с друзьями по телефону.
  • Аутогенная тренировка (аутотренинг). Применяются разные варианты самовнушений. Можете предложить своему ребенку мысленно воспроизводить картины своих прежних успехов с похвалой себя за каждый из них. Мысленное моделирование картин будущей учебы и работы, а на этом фоне – произнесение формул самовнушения с обоснованием выбора будущей учебы и работы. Классический аутотренинг: самовнушение в положении лежа или полулежа расслабления в руках и ногах; затем – теплоты и тяжести в них; затем – ровного и спокойного дыхания, а на этом фоне – внушение успокоения и готовности к успеху; наконец – произнесение формул бодрости и выхода из сеанса аутотренинга.
  • Волевая мобилизация. Вы можете предложить подростку проанализировать его способы, с помощью которых он начинал впоследствии успешные для него дела и как поддерживал себя при возникновении препятствий и трудностей. К ним могут относиться: предварительное составление подробного плана действий, предвидение препятствий и вариантов их преодоления, отдача самому себе приказа о начале дела, отождествление себя с любимым героем (книг, фильмов) или авторитетным взрослым и др. На этой основе вы можете вместе с ребенком составить формулы аутотренинга, мобилизующие волю.

 

Семейная психотерапия.

 

Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с ЕГЭ, ОГЭ. Такая среда создается следующими приемами:

 

Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.

 

Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.

 

Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов.

 

Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.

 

Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.

 

 

Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учебе.

 

  • С детства некоторые подростки отличаются страхами: он боится остаться один, темноты, животных, высоты, незнакомых.
  • Позже, при подготовке к школе и в младших классах, к ним присоединяются страхи проявить инициативу, самостоятельность, начать дело, допустить ошибку, страх оценки результатов, ответов на уроке, особенно – у доски.
  • Чтобы избежать стрессов, связанных с испытаниями, дети пытаются избежать их (например, просят освобождения от экзаменов), сказываются больными.
  • Стараются оттягивать приготовление домашних уроков под разными предлогами.
  • На контрольных и экзаменах они сильно переживают и у них ухудшается мышление («ничего не могут сообразить»); в результате они не решают даже те задачи, которые в спокойной ситуации решили бы без труда.
  • Они пытаются скрывать от родителей свои неудачи в учебе, отчего развиваются навыки защитной лживости.
  • Подолгу переживают из-за низких оценок или, наоборот, те не вызывают у них стремления их улучшить, а лишь обостряют попытки уклониться от учебы.
  • Ранее имели периоды трудностей в учебе и ухудшения успеваемости – в начале учебы в 1-2-м классе, при переходе в 5-6-е классы, при усложнении программы в 8-9-м классах.

 

Помощь родителей.

 

Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учебе нуждаются в непрерывной поддержке родителями и в длительной подготовке к ЕГЭ, ОГЭ – в течение всего года учебы.

Сущность такой подготовки – повышение у детей способности переносить стрессы, быть самостоятельными и организованными (сразу отметим, что в

 

действительности помощь подобным детям в подготовке их к экзаменам, в том числе и к ЕГЭ, ОГЭ, следует начинать гораздо раньше – с переходом в 5-6-й классы).

 

Укажем основные направления помощи.

 

Психофизиологическая помощь.

Аналогична помощи предыдущей группе, а, кроме того, включает направления, специально рассчитанные для данного типа детей.

  • Удлинение сна до 9-10 часов в сутки, можно с выделением из него 2-3 часов дневного сна.
  • Учащение вашего физического контакта с ребенком – обниманий и ласки.
  • Приготовление ребенку его любимых блюд.
  • Получение у врача (детского невропатолога, психотерапевта, психиатра) лечения, укрепляющего и успокаивающего нервную систему ребенка (отметим, что современное успокаивающее лечение не только не тормозит нервную систему, а, наоборот, способно стимулировать интеллект и работоспособность); начинать лечение следует за 1-3 месяца до ЕГЭ, ОГЭ.

 

Для учителей

Уважаемые учителя выпускных классов школ!

 

Предлагаем вам некоторые соображения о психолого-педагогической поддержке детей в этот период – из опыта психологического консультирования подростков и их родителей.

 

Надеемся, этот материал поможет вам стать чуть более компетентными и успешными педагогами в отношении такой непростой и незнакомой ситуации, как ЕГЭ, ОГЭ.

 

Экзамены и подготовка к ним – как психологический стресс

 

Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год. Стресс в ситуации испытания – это нормальная и даже необходимая реакция адаптации. В стрессе мобилизуются все физические и психологические силы человека.

 

Способность человека успешно действовать в условиях стресса – показатель его зрелости как личности. Такую зрелость демонстрируют лучшие ваши отличники. Эта способность отличает также спортсменов, людей опасных профессий. Есть любители

«экстрима», кто с детства любит рискованные ситуации, кого стресс бодрит и даже радует.

 

Вместе с тем, не все способны на подобное восприятие стресса, особенно – подростки. Стресс становится стимулом для развития позже, не в школьном возрасте, а в 19-22 года, с переходом юности в раннюю взрослость.

 

В результате подростки в школе, даже самые успешные, все равно нуждаются в тренировке способности действовать в условиях стресса.

 

Для подростков же со слабой нервной системой стресс – это вовсе не нормальная реакция, а основной механизм нарушения развития их личности, снижающий их способности к адаптации и социальному успеху. Прежде тренировки стрессоустойчивости такие подростки нуждаются в преодолении тех особенностей личности, которые делают их уязвимыми к стрессу.

 

Наконец, на решении о поступлении в вуз могут настаивать родители учащихся с неразвитой учебной деятельностью.

 

Ниже мы так и рассмотрим проблему подготовки к ЕГЭ, ОГЭ – сквозь призму этих трех групп детей: как их распознать; как тренировать и мобилизовывать детей с хорошей устойчивостью к стрессам; как помочь подросткам со слабой нервной системой; какими способами можно попробовать развить у ребенка способность к самостоятельной учебе.

 

Если у детей хорошие крепкие нервы или Тренировка трудностями!

 

Посмотрите следующий перечень признаков: если оцениваемые вами дети имеют большинство из них, значит, они из первой группы – из «крепких нервами», из «сильных».

 

  • С детства отважны, не боятся риска и опасностей, рады и даже стремятся к ним.
  • Стараются все в окружающем исследовать, попробовать, узнать на личном опыте (конечно – кроме антисоциальности!).
  • Неудобны самостоятельностью и независимостью в суждениях и поведении, даже перечат вам! Но зато учатся хорошо уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается или даже улучшается.
  • Им всегда нравятся ситуации испытания их способностей – контрольные, зачеты, ответы у доски, самостоятельные творческие задания. Они предвкушают их или даже просят их создать.
  • К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и при этом показывали хорошие результаты.
  • На самих контрольных и экзаменах они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет их мышление и сообразительность.
  • Они с удовольствием делятся с вами своими достижениями, благодарны за ваше участие в них.
  • Неудачи на экзаменах не обостряют у них чувства своей неполноценности или пессимизма. Они «не опускают руки» – наоборот, у них возникал азарт достичь успеха.
  • В результате преодоления испытаний такие подростки становятся увереннее в себе и быстрее взрослеют; они умеют накапливать опыт достижения успехов.

 

Основное направление подготовки таких подростков к ЕГЭ, ОГЭ – это тренировка знаний, умений их использовать, уверенно чувствовать себя в стрессе экзаменов и любых других испытаний. Иначе говоря, весь 9, 11-й класс надо закреплять их способность к самостоятельной учебной деятельности, в том числе и трудностями в ней!

 

К педагогическим способам тренировки личности можно отнести следующие:

 

  • Реферирование дополнительной научно-популярной и научной литературы.
  • Частые контрольные работы с их защитой перед классом – как моделирование ситуаций экзаменов, в том числе – и в форме ЕГЭ, ОГЭ.

 

  • Самостоятельные творческие задания, темы которых (в рамках дисциплины или из списка предложенных) выбирают сами учащиеся.

 

  • Защита своих самостоятельных творческих работ перед разными аудиториями.
  • Выполнение и защита (публикация) научных работ.
  • Коллективные научные задания – как модель работы в научных коллективах.
  • Участие в конкурсах, научных конференциях.
  • Наставничество или помощь «сильных» учеников более слабым в классе.

К психологической тренировке учебной деятельности можно отнести следующие способы (ее можете проводить вы сами или поручать ее педагогу-психологу вашей школы):

 

  • Поддержка любых проявлений самостоятельности в учебе – индивидуальная, публичная в классе, в школьном коллективе, а также перед родителями (в семье).
  • Поддержка «сильных» учеников в классе (как в социальной группе) в ролях –

«лидер», «интеллектуал», «психолог».

  • Тренинг способности учащихся самостоятельно выполнять учебные, научных или творческие задания: определять их этапы, планировать график выполнения, формулировать критерии завершения этапов и всего дела в целом.
  • Тренинг способности поддерживать свою самооценку и чувство достоинства в момент оценки результатов своей успешной деятельности.
  • Тренинг способности учеников использовать кризисы как возможность для развития личности, в частности – развития навыков т.н. совладающего (со стрессом) поведения.
  • Развитие у подростка навыка планирования своей повседневной занятости (ведение делового ежедневника), режима дня.
  • Аутотренинг волевой мобилизации.

 

Контролируйте психологическое состояние «сильных» учащихся.

Указанные выше технологии поддержки в школе, в сочетании с семейными и индивидуальными (см. обращения к самим подросткам и родителям), достаточны для поддержания у «сильных» учеников оптимизма с невысоким уровнем тревожности. Это можно контролировать вам самим – методом наблюдений и бесед с учениками, а можно поручить контроль и школьным психологам – применить соответствующие психологические тесты (достоверны: цветовой тест М. Люшера, тест тревожности, напряжения и познавательной активности Спилбергера в модификации Андреевой, тест самооценки Дембо-Рубинштейн, проективные рисунки и др.).

По мере приближения окончания школы и экзаменов из группы «успешных и сильных» учеников выделяются подростки с особым школьным неврозом: у них нарастает напряжение и тревога в связи с их установками ответственности (возникшими индивидуально или из семьи) за безусловную и непрерывную успешность в учебе (и последующее поступление в вуз). У подобных учеников уровень тревоги и напряжения к моменту экзаменов может оказаться даже выше, чем у детей со слабой нервной системой!

Сверхответственным «сильным» ученикам — дополнительную помощь! (ее можете оказать как вы, так и психолог вашей школы):

  • Обучение приемам психофизиологического расслабления: прогулки, массаж, ванны, душ, легкая закуска, дополнительный сон.
  • Применение приемов переключения внимания и компенсаторные деятельности: общение, музыка, чтение, зрелища, общение с природой и животными, хобби (это последнее сокращается по мере приближения к экзаменам).
  • «Охранительный» режим дня: сон не менее 9 часов, в том числе 1-1,5 часа днем. Отход ко сну не позже 23оо. Занятия в течение дня циклами по 1,5-2 часа с перерывами до 30 минут. Еда легкая и богатая витаминами (фруктами и ягодами) не реже 4-5 раз в день (не перед сном!). Исключить курение и любые алкогольные напитки (в том числе пиво!).

 

Роль репетиторов и ваше отношение к ним.

 

Прибегнуть к помощи репетиторов или нет – дело учащихся и их родителей. Традиция репетиторства – развита в настоящее время и, видимо, будет сохраняться еще долго, хотя для «сильных» учеников оно, может быть, и нужно-то больше как психотерапия или дополнительная тренировка уверенности в себе. Вас самих родители учеников из других школ тоже могут попросить быть у них репетиторами.

Важно не отрицать репетиторство, а помочь ученику сделать его эффективным:

 

  • Дать репетитору сведения, что в репетируемом предмете учащийся освоил лучше и что хуже.
  • Описать наиболее эффективные способы стимуляции учебной деятельности у данного учащегося в 9 — 11-м классах.
  • После первых 2-3-х недель занятий репетитора начать давать ученику возможность проявить себя на уроках, публично поощрять.

 

Группа учеников с низкой стрессоустойчивостью (со «слабыми» нервами).

 

В группу учащихся со слабыми нервами и низкой устойчивостью к стрессу вы можете отнести тех, у кого обнаружите треть и более из следующих признаков:

 

  • Проявляют страхи инициативы, боятся начинать дело, допустить ошибку или оказаться некомпетентным, боятся оценки результатов их труда.
  • Боятся отвечать на уроках, особенно – у доски.
  • Пытаются избежать ситуаций испытания: просят освободить от экзаменов, сказываются больными.
  • На контрольных и экзаменах переживания настолько ухудшают их мышление, что они не решают задачи, посильные им в спокойной ситуации.
  • Подолгу переживают из-за низких оценок за текущие задания, тем более – за контрольные и экзамены; после них с трудом собираются для работы даже на текущих уроках.
  • Капризны, плаксивы, обидчивы и нуждаются в успокоении в кризисных ситуациях.
  • В классе не претендуют на роль лидера, а в поручениях не справляются с ней.
  • Быстро утомляются в пределах одного урока или после первых 2-3-х уроков, жалуются на головные боли или сонливость.
  • Грызут ногти и пальцы.

 

Педагог как специалист по стрессам учащихся, психолог и даже психотерапевт.

Распространенность и частота стрессов в современном мире (в школах и вузах, в семьях, во дворах, а теперь еще и ЕГЭ, ОГЭ) такова, что любой взрослый, занимающийся детьми, автоматически становится психологом или даже психотерапевтом – воспитатель в детском саду, учитель в школе, педагог дополнительного образования, родитель.

Особенно это касается детей и подростков со слабой нервной системой.

 

Последовательность стратегий оказания помощи данным детям:

  • Снижение тревожности и повышение устойчивости к стрессу.
  • Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной деятельности.

 

Рассмотрим каждую из этих стратегий. Снижение тревожности, повышение самооценки и устойчивости к стрессам.

 

Психофизиологическая помощь педагога.

 

Рекомендовать плотную еду и чай или кофе в большую перемену.

Рекомендовать оптимальный режим учебы и отдыха: 1-1,5 часа сна при приходе из школы, отход ко сну не позже 22зо, продолжительность сна – не менее 9 часов; при непосредственной подготовке к ЕГЭ, ОГЭ – занятия по 1,5 часа с перерывами по 30 минут.

 

Педагогическая помощь:

  • Рассаживать тревожных учеников в середине класса или ближе к учителю.
  • Спрашивать в середине уроков.
  • Подсказывать родителям и тренировать на уроках наиболее успешные для ученика приемы усвоения материала.

 

Психологическая помощь педагога и школьного психолога:

  • Не прибегать    к   публичной   критике   тревожных   и   неуверенных   учеников, обсуждайте неудачи индивидуально.
  • Непрерывно поощряйте ребенка за любые успехи – в учебе и в любых других делах (по дому, в кружках и секциях, в общении со сверстниками, в хобби и др.).
  • Научите его самого поощрять себя за эти же успехи.
  • Аутотренинг с    применением    формул    успокоения,    ободрения,    активизации (обратитесь к разделу, обращенному к родителям и самим подросткам)

 

Врачебная помощь:

  • Используйте возможности медицины и рекомендуйте родителям тревожных подростков и им самим обратиться к врачу невропатологу, психотерапевту, медицинским психологам за укрепляющим и успокаивающим лечением за 1-3 месяца до ЕГЭ, ОГЭ.
  • Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной деятельности.

 

Педагогическая помощь:

  • Поддерживать любые позитивные результаты на уроке или даже попытки их достичь.
  • Практиковать индивидуальные и групповые консультации перед ЕГЭ, ОГЭ.
  • Моделировать ситуации экзаменов, в том числе и по типу ЕГЭ, ОГЭ.

 

Помощь репетиторов.

Этот вид педагогической помощи соединяет тренинг учебной деятельности и выработку у ребенка уверенности в себе. Начать репетиторство с предметов ЕГЭ, ОГЭ, вызывающих наибольшую тревогу и страхи, и лишь затем через 3-4 месяца перейти к остальным.

 

Психологическая помощь:

  • Призвать семью к стимулированию самостоятельности ребенка в семейных ролях (фактически – это внутрисемейный СПТ).
  • Обучить подростков приемам волевой мобилизации, изложенным в разделе для родителей и подростков.
  • Провести тренинг родительской компетентности и уверенности в применении системы общей психологической поддержки ученика: учащение физического контакта с ребенком (пребывания рядом, обниманий, ласки, массажей). Приготовление ребенку любимых блюд и совместная еда. Поддержка его позитивной самооценки, вплоть до временного исключения критики со стороны взрослых в семье. Непрерывное выражение ребенку чувства любви. Непрерывное поощрение ребенка за любые успехи в учебе и других делах (домашних, в кружках и секциях, в хобби). Научить ребенка самому поощрять себя за эти же успехи. Совместно с ребенком и репетитором подводить позитивные итоги занятий каждые 2-3 дня (или даже — ежедневно). Чаще дискутировать с ребенком по различным предметам – учите его уверенно формулировать мысли, отвечать.

 

  • Провести таким детям групповой социально-психологический тренинг (СПТ) уверенности в себе, лучше в ноябре-декабре 9 — 11-го класса.
  • Провести с каждым ребенком индивидуальный тренинг способности к успешной деятельности: вместе с ребенком составить список всех его успешных дел в жизни (в учебе и за ее пределами). Выяснить, какими психологическими способами были достигнуты успехи. Тренировать применение этих способов в текущей учебе. Научить ребенка планировать постепенную передачу ему инициативы и ответственности за учебу и тренировать навык планирования и получения желательных (хороших) оценок.

 

Группа учеников с неразвитой способностью к самостоятельной учебной деятельности.

 

Данная группа учащихся обнаруживается еще задолго до старших классов школы

  • уже в кризисах начальных и средних классах школы.

К ней вы можете отнести детей со следующими признаками:

 

  • Не доводят дела до конца, начинают с интересом, но быстро «угасают» и бросают их незавершенными.
  • Пассивные и «ленивые» в делах по дому, мало или нет хобби, ничем не интересуются, не занимаются в кружках и секциях дополнительного образования.
  • Преобладают пассивные способы проведения досуга – телевизор, простые («детские») компьютерные игры, гуляния с друзьями без сложно организованных деятельностей.
  • Нет сложно организованного досуга – чтения, сложных развивающих компьютерных игр («стратегических», познавательных), коллекционирования, воспитания животных и др.
  • Начали учебу с симптомокомплексом неготовности к школе, с неразвитостью ее базы – деятельностей предшественников учебной (сложных сюжетно-ролевых игр, творческого самовыражения, конструирования, рукоделий и ремесел, навыков общения в группах и лидерства, труда и ролей по дому, восприятия сказок/мультфильмов и искусства).
  • Испытывали трудности с учебой и низкой успеваемостью в начальных классах, вплоть до того, что родители были вынуждены их непрерывно контролировать, делать уроки вместе или принуждать к учебе.
  • Прибегали к защите вытеснением и избеганием учебной деятельности: оттягивали приготовление уроков, не записывали задания («ничего не задали»), не вели дневник, «забывали» тетради и учебники.
  • Скрывали от родителей свои неудачи в учебе, прибегали к защитной лжи.
  • Имели ухудшение успеваемости при переходе в 5-6-е классы и при усложнении программы в 7-9-м классах.
  • Снижали мотивацию учебы: утрачивали интерес к ней, исчезали переживания успеха, оценки утрачивали мотивирующую и активизирующую роль (безразличие к ним); отзывы о них: «могут учиться лучше, но не хотят!».
  • Протестовали против учебы различными способами: вызывающе вели себя на уроках («срывали»), конфронтировали с учителями, хорошо успевающими одноклассниками, прогуливали уроки, группировались со средне успевающими и т.п.

 

Все надо делать вовремя!

При своевременном выявлении таких детей – в кризисе школьной дезадаптации в начальных классах или в кризисе перехода в средние классы – применяется последовательность стратегий психокоррекции, рассчитанных в сумме на 2-3 года:

  • Временно сосредоточиться на развитии базы учебной деятельности – ее предшественников (при этом временно игнорировать низкую школьную успеваемость).
  • На этой основе восстановить (специальными приемами) способность детей к самостоятельной деятельности.
  • Закрепить ее в системе дополнительного образования.
  • Моделировать ситуации успеха в учебе и восстановить интерес ученика к учебе: сначала по предметам, в которых у него были успехи, а затем по большинству.

 

Возможностей                    немного,                    но                    они                    есть! Проблемы в 9 -11-х классах у детей данной группы, в частности проблемы с подготовкой к ЕГЭ, ОГЭ, возникают в связи с настойчивым желанием их родителей видеть ребенка в техникуме (колледже) или вузе. Здесь требуются трезвая оценка возможностей ученика и правильная ориентация родителей в реальных способностях их ребенка. Признаки возможности повысить у ребенка способность к самостоятельной учебной деятельности в течение 9 — 11-го класса: периоды снижения успеваемости в 5-6-м или 8-10-м классе были непродолжительными. К 9 -11-му классу мотивация учебы восстановилась. Успеваемость, даже в периоды снижения мотивации учебы, не была ниже 3-4 баллов с сохранением у ребенка отдельных переживаний успехов. К 3-4-м предметам сохраняется избирательный интерес и хорошая успеваемость (еще лучше – если среди них есть предметы ЕГЭ, ОГЭ).

Сложность мобилизации способности к учебе состоит в недостатке времени – всего-то несколько последних месяцев 9 — 11-го класса.

 

Педагогическая поддержка:

  • Определить, по каким предметам у подростков дольше всего (или даже до последнего времени) сохранялась мотивация учения.
  • Немедленно начать моделировать детям ситуации успеха по этим предметам (даже если они и не входят в ЕГЭ, ОГЭ), стимулировать учеников на этих уроках.
  • После повышения у подростков этим способом мотивации учения (требуется 1-3 месяца) дальше им и их родителям можно рекомендовать репетиторство по предметам ЕГЭ, даже если по ним мотивация была давно утрачена.

 

Психологическая поддержка:

Обсуждение с подростком, какие позитивные смыслы может иметь для него интенсивная подготовка к ЕГЭ, ОГЭ: поддержание самоуважения, соревнование с другими, подготовка в техникум или вуз, другое.

Ежедневный совместный контроль успешности подготовки.

Непрерывное, совместное с подростком, планирование достижений в учебе и мотивация стремления к ним.

Формирование у подростка собственного образа успешного будущего («Я успешный») и интереса к нему.

Что делать с остальными из группы утративших способность к успешной учебе?

Речь идет о тех подростках, у которых нет шансов восстановить способность к успешной учебе за полгода в течение 9 — 11-го класса (это те, у кого характеристики хуже приведенных выше).

 

Наилучшая помощь в этой ситуации – ориентировать подростка и его родителей на реальную оценку ситуации и на реализацию имеющихся возможностей ребенка: принять план на учебу в учреждении начального профессионального образования.

Ключевой становится психологическая работа: изучить все самостоятельные деятельности и хобби ребенка и определить, в каких сферах жизнедеятельности они были, которые и подсказывают выбор профессии. Провести психодиагностику профориентационной тестами (Опросник Голланда или ПДО; профориентационной вариант теста Г. Айзенка и ММРI, др.); обсудить с подростком результаты. Помочь подростку выбрать профессии наиболее престижные и устойчивые («непотопляемые») на рынке труда. Мотивирование родителей на принятие ребенка и на помощь ему в достижении им успеха в начальном профессиональном образовании.

 

Успеха вам в вашей работе, коллеги!

 

Для участников ЕГЭ, ОГЭ

 

Хочется говорить с каждым из вас лично. Ничего, если дальше мы будем обращаться к вам на «ты»?

 

Экзамены – это испытание.

 

Всю жизнь все непрерывно сдают экзамены: преодолевают страх, защищают, переплывают, забираются, изучают, принимают решения. Чем больше преодолено в прошлых испытаниях, тем лучше человек подготовлен к очередным из них.

 

Вот и ЕГЭ, ОГЭ – воспринимай их как очередное испытание. Конечно, оно необычное, раньше ведь таких у тебя не было и твое поколение – первое.

 

Ты же всегда хотел (-ла) быть взрослее и самостоятельнее – час настал!

 

Стресс – это хорошо, это даже бодрит!

 

Для преодоления испытаний у человека есть универсальный механизм – стресс. Коротко говоря – это выброс адреналина и других стимуляторов организма. Они мобилизуют скорость мышления, память, работоспособность и выносливость – вообще все!

 

Многие любят это состояние напряжения, соревнования и даже опасности, стремятся к ним – спортсмены, например, люди опасных профессий.

 

Нервы мешают?

 

Сейчас тебе важно разобраться, насколько ты можешь полагаться на свои нервы и на способность успешно использовать или преодолевать стресс?

 

Вариантов всего-то два:

 

Первый: У тебя крепкие нервы и ты можешь на них рассчитывать на протяжении всех ЕГЭ, ОГЭ. В этом случае мы объясним тебе, как их мобилизовать и дальше не мешать им правильно работать.

 

Второй: Нервы слабы, и возникает чувство, что они могут подвести в любой момент. А в этом случае мы объясним тебе, как их готовить к испытаниям и повышать твои способности в ситуации стресса.

 

Приступим.

 

Первый вариант: У тебя крепкие нервы.

 

Если ты узнаешь себя в большинстве из приведенных ниже характеристик, считай, что твои нервы – как раз крепкие.

  • С детства ты не боялся (-лась) риска, а рискуя – даже нравился (-лась) себе!
  • Всегда интересовался    (-лась)    окружающим    миром,    многое    облазил    и исследовал (-ла).

 

  • Уже к концу младших классов школы учился (-лась) самостоятельно, почти без помощи родителей.
  • Дальше в 5-7-х классах твоя успеваемость не снизилась или даже улучшалась.
  • Тебе были интересны самые разные ситуации испытания способностей, знаний, умений, силы и смелости, а «предстартовые» волнения были тебе приятны.
  • Экзамены и подготовка к ним были для тебя привычным делом.
  • На самих контрольных и экзаменах ты был (-ла) радостно возбужденным (- ной), делался (-лась) более собранным (-нной), а мышление и сообразительность ускорялись.
  • Тебе было радостно делиться с родителями, одноклассниками и друзьями своими достижениями, в том числе и в учебе, помогать им в подготовке к экзаменам.
  • Неудачи на экзаменах по-хорошему злили, после них хотелось «выступить» лучше; никогда не думал (-ла) о себе как о потерянном или неполноценном человеке.

 

Если ты с крепкими нервами, твоя текущая задача – мобилизуй свои мозги и дальше не мешай им работать!

 

Сначала самые простые, можно сказать «бабушкины» советы. Питайся регулярно и часто, раз 5 в день или чаще, но не перед сном.

Ешь подряд все, что с витаминами – овощи, фрукты, ягоды (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимоны и апельсины.

 

Не занимайся по ночам – заканчивай занятия не позже 22-23.

 

Перед сном около часа отдыхай и переключай внимание на что-то спокойное (а не на боевики или фильмы «про любовь»).

 

Спи не меньше 8-ми часов; можно в начале второй половины дня – еще 1,5 часа

сна.

 

Занимайся примерно так, как в институте, «парами» – по 1,5 часа.

 

Умей переключаться: в получасовых перерывах между «парами» применяй приемы переключения внимания – чашку чая/кофе, послушай успокаивающую музыку, посмотри короткий фильм (мультики, передачи о природе и т.п.), юмористическую передачу, подвигайся под бодрящую музыку (типа аэробики), ненадолго позвони другу/подруге.

 

Применяй прохладный или контрастный душ с утра и успокаивающие теплые ванны вечером (хвойные, ароматизированные). Попроси родителей поочередно делать тебе массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром разминаниями и по китайским точкам – интенсивный, стимулирующий; вечером поверхностным растиранием – успокаивающий).

 

По-хорошему советуем: На время подготовки и сдачи ЕГЭ, ОГЭ никакого Интернета!

Если только он не требуется тебе только для подготовки.

 

Ничего искусственно воздействующего на мозги. Никакого алкоголя! Напомним, что к нему относится и пиво, и алкоголь содержащие коктейли. Никаких стимуляторов – ни лекарственных, ни, тем более, кустарных и наркотических! Все это – путь к зависимости от них: в ситуации стресса она возникает очень быстро!

 

Теперь – о более сложных способах обеспечения успеха.

 

Ты – сам себе психотерапевт.

 

Каждый человек имеет массу способов мобилизовывать себя и преодолевать трудности, возникших у него на основе жизненного опыта.

 

Сначала определи свой потенциал достижений. Перед самим началом подготовки к ЕГЭ, ОГЭ вспомни все свои достижения в учебе и в любых самостоятельных делах (их может оказаться и сотни!) и почувствуй себя в каждом из них. Эти состояния называют «Я победитель!». Похвали себя за каждое из них. Далее на протяжении всей подготовки к ЕГЭ, ОГЭ думай и поступай как победитель!

 

Перед началом каждого занятия или перед экзаменом представляй себя в состоянии «Я победитель!» и удерживай себя в нем до конца каждого экзамена.

 

Можешь применять аутотренинг.

 

Для этого при закрытых глазах в положении лежа или полулежа проведи самовнушения расслабления в мышцах рук, ног, туловища.

 

Как начнешь это чувствовать, перейди к внушению теплоты и тяжести в них, ровного и спокойного дыхания и сердцебиения, прохлады у лба.

 

Дальше начни мысленно воспроизводить картины своих прежних успехов с похвалой себя за каждый из них и на этой основе внушай себе уверенность и спокойствие в подготовке и на экзаменах, готовность к успеху.

 

Наконец – произнеси про себя формулы бодрости и выхода из сеанса аутотренинга, сосчитай до 5 и открой глаза.

 

Продолжительность одного сеанса аутотренинга – 10-15 минут. Проводи до 5-6 таких сеансов в день – при утреннем пробуждении, в промежутках между занятиями, перед сном (в этом случае – без формул бодрости и выхода из сеанса).

 

Тренируй свою способность к волевой мобилизации. Проанализируй способы, какими ты начинал успешные для себя дела и поддерживал себя при возникновении препятствий – что говорил себе, какие вызывал настроения, какие отдавал себе приказы о начале дела. Составляй план действий на каждый следующий день, а также – на случай возникновения препятствий. Представь, что бы делали в твоей ситуации твои любимые герои из книг и фильмов, или авторитетные для тебя взрослые, и поступай также – они не подведут!

 

Семья – твой психотерапевт.

 

Попроси родителей и других родственников создать тебе подходящую атмосферу: общались бы с тобой в перерывах между занятиями, приглашали на совместную еду.

 

Рассказывайте друг другу по вечерам о самом успешном за день и хвалите друг друга; воспоминайте прошлые успехи в любых делах.

 

Родители могут делать тебе массаж главного сейчас твоего инструмента – головы, можно еще и шеи, воротниковой зоны.

 

Помощь репетиторов – твой выбор.

 

Этот способ подготовки к ЕГЭ, ОГЭ не является обязательным. Репетитор для тебя – не столько для изучения предмета, сколько для тренировки. Решение о репетиторах принимай сам на основе консультации с преподавателями школы и родителями.

 

Начинай занятия с репетиторами по тем предметам, по которым чувствуешь себя пока еще неуверенно. Думается, достаточно будет репетиторства по двум-трем предметам

  • в первую очередь по тем, которые потребуются в конкурсе в институт.

 

 

Успеха тебе в этой программе!

 

 

Тренируй свою способность учиться.

 

Попробуй самостоятельно планировать себе успехи в учебе в школе.

 

Начни с тех предметов, по которым у тебя и без того неплохие оценки, и улучши успеваемость по ним на балл. Если месяц такой тренировки даст результат, перейди к такой же тренировке успеваемости, но уже по предметам для ЕГЭ, ОГЭ и для поступления в намеченный институт. Если и это тебе удастся, продолжай так непосредственно до ЕГЭ, ОГЭ.

 

Если в твоей школе для 9 -11-классников организованы консультации учителей, ходи на них, честно говори обо всем, что тебе неясно, старайся понять материал.

 

Если же самостоятельная тренировка способности учиться не дает результата (или тебе даже не хочется ею заниматься!), надо честно признать, что тебе нужна помощь эффективных специалистов. Ими в этом случае для тебя являются репетиторы, которые уже успели подготовить к экзаменам не одного (-ну) такого (-ую), как ты.

 

Полгода индивидуальных занятий с репетиторами – что два года учебы! Репетиторы нужны тебе именно по тем экзаменам, которые нужны для поступления в вуз.

 

Репетиторы – одновременно и тренинг интеллекта, и тренинг уверенности в себе.

 

Не стесняйся попросить родителей найти хороших репетиторов – родители всегда готовы вложить деньги в подготовку детей, особенно если это – их собственное самостоятельное решение. Правда, решение о репетиторах могут предложить и сами родители – согласись, потерпи месяц занятий и оцени их результат лично для тебя.

 

Признаки, что репетиторы тебе в толк:

 

  • Стал (-ла) лучше понимать предметы.
  • Появились переживания успеха в учебе и удовлетворения собой.
  • Стало (-ла) интереснее учиться, а репетиторы оказались хорошими людьми.
  • Улучшились результаты в школе, а учителя к тебе как бы подобрели.
  • Стал (-ла) увереннее себя чувствовать при размышлении о будущем и на занятиях на подготовительных курсах в институте.

Попроси репетиторов многократно моделировать тебе ситуации экзаменов, особенно – по мере приближения времени ЕГЭ, ОГЭ.

Утром перед ЕГЭ, ОГЭ:

  • Сделай легкую зарядку, даже если раньше никогда ее не делал (-ла).
  • Хорошо умойся.
  • Легко позавтракай, можно – с теми же биостимуляторами; попей чай (он дольше действует как стимулятор, чем кофе).
  • Надень самую удобную одежду и обувь, можно – ту, в которой уже были «4» и «5».
  • Успокой родителей, что все будет хорошо! После чего выслушай их пожелания.
  • Присядь «на дорожку» и проведи себе сеанс аутотренинга: с его помощью настройся на состояние «Я победитель!» и убери размышления обо всем постороннем.

 

Успеха тебе — и в программе укрепления себя и на ЕГЭ, ОГЭ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ

 

Советы родителям

  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
  2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.
  3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
  7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
  8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
  9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
  10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
  11. Не критикуйте ребёнка после экзамена.
  12. Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

 

Советы учителям

  1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.
  2. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.
  3. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.
  4. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
  5. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
  6. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

 

Советы выпускникам

Подготовка к экзамену

  1. Подготовь место для занятий;
  2. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;
  3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;
  4. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
  5. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут— перерыв;

 

  1. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
  2. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
  3. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
  4. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.

 

Накануне экзамена

 

Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.

 

В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала экзамена. При себе нужно иметь, паспорт и несколько (про запас) капиллярных ручек с черными чернилами.

 

Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

 

Перед началом экзамена

 

В начале экзамена тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).

 

Будь внимателен! От того, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

 

Во время экзамена

  1. Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.
  2. Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.
  3. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его, чтобы потом к нему вернуться.
  4. Начни с лёгкого!
  5. Думай только о текущем задании!
  6. Научись пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
  7. Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки.
  8. Если не уверен в выборе ответа, доверься интуиции!

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ЕГЭ, ОГЭ

 

 

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ:

 

Экзамены для учащихся – это всегда стрессовые ситуации. Все новое, неизвестное всегда является дополнительным источником тревожности. Следовательно, ЕГЭ, ОГЭ может стать достаточно сильным стрессом для выпускников.

Очевидно, что в этой ситуации выпускник более, чем когда-либо нуждается в психологической помощи и поддержке родителей, педагогов, психологов. Данные рекомендации помогут родителям и педагогам грамотно и эффективно поддержать выпускников, а самим выпускникам найти способы самоорганизации и саморегуляции при подготовке к экзамену и во время проведения его.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

 

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника?

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку:» Ты можешь это сделать».

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  • Забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

 

Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо:

 

  1. Опираться на сильные стороны ребенка;
  2. Избегать подчеркивания промахов ребенка;
  3. Проявлять веру в ребенка, сочувствование к нему, уверенность в его силах;

 

  1. Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
  2. Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
  3. Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ:

 

  1. Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
  2. Помогайте подростку поверить в себя и свои способности;
  3. Помогайте избежать ошибок;
  4. Поддерживайте выпускника при неудачах;
  5. Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена;
  6. Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
  7. Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ:

 

Уважаемые выпускники!

Прежде, чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать ЕГЭ, ОГЭ не в своей школе:

  • Вас встретят доброжелательные педагоги;
  • каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами;
  • на все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.

Внимательно изучите «Правила для выпускников», тогда многие вопросы по организации и проведению единого государственного экзамена решатся сами собой.

Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзаменам, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность.

При необходимости обратитесь к школьному психологу – он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием.

Следует выделить три основных этапа: 1) подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом, 2) поведение накануне экзамена, 3) поведение собственно во время экзамена.

 

Подготовка к экзамену:

  • дома следует оборудовать место для занятий (убрать лишние вещи, хорошо ввести в интерьер желтый и фиолетовый цвета, это могут быть картинки, коллаж);
  • составить план на каждый день подготовки, четко определить, что именно сегодня будет изучаться;

 

  • если «нет настроения» заниматься, нужно начинать с того материала, который знаете лучше;
  • через каждые 40-50 мин занятий необходим активный перерыв;
  • материал полезно структурировать за счет составления планов, схем (обязательно делать это на бумаге, а не в уме);

 

Накануне экзамена:

  • настраивайтесь на ситуацию успеха, мысли о провале и собственных страхах старайтесь не замечать, не гоните их, но не «зацикливайтесь» на них;
  • с вечера перестаньте готовиться, выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и бодрости.
  • Во время экзамена:
  • ознакомьтесь с вопросами и начинайте отвечать с того вопроса, который для Вас легче;
  • практикуйте психотехнические   упражнения,   позволяющие    управлять    своим эмоциональным состоянием.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

 

Техники расслабления (релаксации)

Чтобы во время экзамена избежать переутомления, можно использовать различные приемы релаксации, аутотренинг. Предлагаемые упражнения далеко не единственные, но преимущество их в том, что выполнение их незаметно для окружающих и не требует большого количества времени.

 

Мышечное расслабление

«Кинг-Конг»

  1. Фаза напряжения. Положение рук в этом упражнении напоминает громадную обезьяну Кинг-Конг. Руки согнуты в локтях и расположены перед грудью, кисти рук не соприкасаются, глаза прикрыты. Дышите спокойно и равномерно. Сожмите пальцы рук в кулак, напрягите все мышцы рук – кулаков, предплечий, плеч. Кулаки сжимаются так сильно, что все мышцы рук начинают дрожать. Дышите спокойно и равномерно. Напрягите мышцы до боли.
  2. Фаза расслабления. Расслабьте все мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленно вдохните и выдохните. Какое-то время наслаждайтесь чувством тяжести и тепла в руках. Потом откройте глаза.

Если у вас длинные ногти, то лучше сожмите какой-нибудь предмет. Вам не нужно все время сидеть в позе «Кинг-Конг», это упражнение можно делать незаметно для окружающих.

 

Дыхательные упражнения:

 

«Растопить узоры на стекле»

Глубоко вдохните, не поднимая плеч. Направьте воздух в живот. При выдохе губы слегка приоткрыты. Ваше дыхание струится как будто вы собираетесь растопить узоры на стекле или губами рассеять семена растений. Вы чувствуете, как ваше теплое дыхание струится через губы. Повторите упражнение несколько раз.

 

Вздохи

Сядьте удобно, положите руки на бедра. Представьте себе, что вы тяжело

работали. Может быть, вы шли по лестнице, неся что-то тяжелое, или сделали много физических упражнений. Теперь вы все закончили. Наберите воздух и на какое-то время задержите его. Нагнитесь немного вперед и выпустите из себя весь воздух одним большим выдохом. Все напряжение, вся усталость вытекает из вас. Снова сделайте вдох, повторите это упражнение несколько раз.

 

Концентрация на дыхании

Сконцентрируйтесь на своем дыхании в течение 2-5 минут.

Начните со своего дыхания. Обратите внимание на то, что при дыхании воздух входит и выходит, входит и выходит. Концентрируйтесь на различных частях тела, двигаясь вверх и вниз, внутрь и наружу по мере того, как вы дышите.

С каждым вдохом направляйте ваше дыхание к различным частям вашего тела. Направляйте дыхание в ногу, в руку и почувствуйте, как при дыхании воздух течет внутрь и наружу.

Теперь сознательно вдохните медленно и глубоко 10 раз. При этом повторяйте про себя: «Я расслаблен… Я расслаблен…». Повторяя эти слова, вы можете почувствовать, как все больше расслабляетесь.

От admin