1 октября  в рамках реализации программы по учебному предмету «Биология» в центре образования «Точка роста» учитель биологии  Бирюк Т.И. провела для обучающихся  6 класса лабораторную  работу «Обнаружение неорганических и органических веществ в растении» с использованием  оборудования центра «Точка роста».

Цель лабораторной работы: доказать на опытах наличие неорганических и органических веществ в растениях.

Лабораторная работа состояла из 2 частей:

  • 1 часть «Обнаружение воды и минеральных веществ в зёрнах пшеницы». При нагревании семян пшеницы в пробирке над спиртовкой, ученики увидели, на стенках пробирки капельки воды, при дальнейшем нагревании пошёл дым, появился запах жжёного, это несгорающие минеральные вещества. Сделали вывод: в семенах пшеницы содержится вода и минеральные вещества.
  • 2 часть «Обнаружение органических веществ в растениях», состояла из нескольких опытов. Опыт 1. Приготовление теста из зерен пшеницы. Взяли зерна пшеницы, растёрли в ступке в муку, добавили несколько капель воды и приготовили кусочек теста. Завернули тесто в марлю, опустили мешочек в стакан с водой и промыли его. Образуется мутная взвесь. Опыт 2. Определение крахмала в зернах пшеницы. В стакан с мутной жидкостью капнули несколько капель раствора йода. После этого взяли на кончике пинцета крахмал и размешали в пробирке с водой, капнули в пробирку несколько капель раствора йода. Это позволило сформулировать вывод: посинение жидкости доказывает содержание в зернах  пшеницы крахмала. Опыт 3. Определение клейковины (растительный белок). Рассмотрели остаток теста на марле: увидели клейкую массу – клейковину или растительный белок. Когда сомкнули пальцы, почувствовали, что пальцы склеиваются. Опыт 4. Определение крахмала в клубне картофеля. Капнули каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Ученики убедились, что в клубне тоже есть крахмал. Опыт 5. Определение жиров. Взяли семянку подсолнечника, сняли кожуру и раздавили на листе бумаги. Результат — увидели жирное пятно. Вывод: подтвердили наличие жира в семянке подсолнечника.

Результаты опытов 1 и 2 частей лабораторной работы позволили сформулировать вывод о наличии органических и неорганических веществ в составе растений, их содержании в разных органах, возможности использования этих органов для удовлетворения потребностей в составе растительной пищи.
Ученикам было предложено дополнительное задание по изучению этикеток продуктов питания растительного происхождения, с целью поиска информации о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.