Федеральная образовательная программа дошкольного образования
Минпросвещения приказом от 25.11.2022 № 1028 утвердило Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО). Соответствующий приказ опубликован на официальном портале правовой информации.
ФОП ДО, разработанная в соответствии с ФГОС ДО, определяет единые для РФ базовые объем и содержание дошкольного образования, и направлена на реализацию основных функций дошкольного образования:
— обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина России, формирование основ его гражданской и культурной идентичности;
— создание единого ядра содержания дошкольного образования, основанного на духовно-нравственных ценностях российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
— создание единого образовательного пространства обучения и воспитания детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.
Цель Федеральной образовательной программы – разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Федеральная программа учитывает отечественные традиции и современные практики дошкольного образования, содержит широкий перечень как современных, так и классических изобразительных, художественных, музыкальных и кинематографических произведений искусства для реализации образовательной деятельности.
ФГОС ДО и ФОП ДО являются основой для самостоятельной разработки образовательных программ дошкольных образовательных организаций (ДОО), обязательная часть которых должна соответствовать 60% от общего объема программы, а 40% — это часть формируемая участниками образовательных отношений.
Дошкольным образовательным организациям предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности.
Режим и распорядок дня устанавливаются с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОО, потребностей участников образовательных отношений.
Согласно ФОП ДО, реализация образовательной программы ДО обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками образовательной организации, а также медицинскими и иными работниками, выполняющими вспомогательные функции.
ДОО самостоятельно устанавливает штатное расписание, осуществляет прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организацию методического и психологического сопровождения педагогов. Руководитель организации вправе заключать договора гражданско-правового характера и совершать иные действия в рамках своих полномочий. Педагоги ДОО имеют право на получение дополнительного профессионального образования не реже одного раза в три года за счет средств ДОО и/или учредителя.
Федеральная программа определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования, которому должны соответствовать программы дошкольного образования во всех учреждениях с 1 сентября 2023 года.
ФОП ДО содержит целевой, содержательный и организационный разделы, учебно-методическую документацию, в состав которой входят:
— рабочая программа воспитания,
— примерный режим и распорядок для дошкольных групп,
— федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты.
Раздел | Содержание |
Целевой | 1. Пояснительная записка: — цели и задачи; — принципы и подходы к формированию программы. 2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров. 3. Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов |
Содержательный | 1. Задачи и содержание образовательной деятельность по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп. 2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП. 3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 4. Способы и направления поддержки детской инициативы. 5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. 6. Направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы. 7. Федеральная рабочая программа воспитания: — пояснительная записка; — целевой раздел; — содержательный раздел; — организационный раздел |
Организационный | 1. Описание условий реализации программы: — психолого-педагогические условия; — особенности организации РППС; — материально-техническое обеспечение ФОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; — примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации ФОП; — кадровые условия. 2. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах. 3. Федеральный календарный план воспитательной работы |
Приказ о создании рабочей группы по проведению ООП в соответствии с ФОП ДО
ДОРОЖНАЯ КАРТА МАОУ Липовской СОШ, дошкольного отдела о переходе на ФОП ДО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ФОП
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
Вебинар Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем
Спикер: Скоролупова Оксана Алексеевна вице-президент ИМОС, вице-президент Ассоциации Фребель-педагогов, ведущий методист «Просвещение-СОЮЗ», федеральный эксперт, член рабочей группы Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в России Десятилетия детства, автор пособий для педагогов и методистов системы дошкольного образования