Информация
о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МАОУ Липовской СОШ специально оборудованы кабинеты для коррекционно-развивающих занятий: кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Практические занятия, предусмотренные образовательной программой, проходят в специально оборудованном кабинете (технологии).
Библиотека, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека МАОУ Липовской СОШ (с.Липовское, ул. Петеренко, 25)
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный залМАОУ Липовской СОШ (с. Липовское, ул. Петеренко, 25).
СтадионМАОУ Липовской СОШ (с. Липовское, ул. Петеренко, 25).
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации обучающиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту обучающихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учитель выбирает позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию обучающихся. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
В образовательном учреждении используются средства обучения и воспитания:
— печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);
— визуальные (зрительные):
— картины по русскому языку, литературе;
— портреты по всем учебным предметам;
— натуральные объекты по биологии;
— модели, муляжи;
Механические визуальные приборы:
— микроскоп
Аудиальные (слуховые):
— магнитофоны;
— музыкальный центр;
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
— звуковые фильмы.
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
— компьютеры;
— мультимедийное оборудование;
— интерактивная доска.
Словесные
— учебники;
-художественная литература;
— словари;
— другая необходимая литература.
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
- Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
в) классные часы, школьные праздники и мероприятия.
- Учение как средство воспитания
Учение как деятельность обучающегося, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе. Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы. Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: 1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); 4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
- Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей.
Осуществляется через:
— дежурство по классу, школе;
— работа на пришкольном участке;
— летняя трудовая практика
- Игра как средство воспитания
Используется как в урочной, так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:
— организационно-деятельностные;
— соревновательные;
— сюжетно-ролевые.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Мероприятия по обеспечению доступности структурно-функциональной зоны объекта социальной инфраструктуры:
Входная группа | 1.У входа в здание размещен знак и кнопка вызова персонала школы для помощи маломобильным гражданам. Установлена информационная вывеска, выполненная шрифтом Брайля.
2.Разработаны инструкции для назначенных ответственных лиц по взаимодействию с маломобильными гражданами. Приказом директора назначены ответственные по взаимодействию с маломобильными гражданами. 3. Маркировка дверных проемов. 4.Маркировка ступеней контрастной лентой. |
Пути перемещения внутри здания
|
При перемещении по коридорам помощь оказывают учителя, дежурные в рекреациях (назначаются приказом директора школы) |
Санитарно-гигиенические помещения, школьная раздевалка
|
При пользовании помощь оказывает дежурный учитель (назначается приказом директора школы). |
Помещения для занятий
|
Помощь оказывает учитель, который в кабинете проводит урок. |
Система информационного сопровождения
|
Помощь оказывают учителя, дежурные в рекреациях (назначаются приказом директора школы).
Организация информирования по телефону, через социальные сети, сотовую связь. |
Помещения для проведения мероприятий | В актовом зале предусмотрены проходы, позволяющие перемещаться и комфортно размещаться маломобильным посетителям и посетителям на инвалидных колясках. |
Все структурно-функциональные зоны | Помощь оказывают учителя, дежурные в рекреациях (назначаются приказом директора школы). |
Сайт школы | Разработана версия сайта для слабовидящих. |
Специальные условия питания
Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) | |
Обучающиеся 1-11 классов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды | — заявление родителей;
— справка медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов); — заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ограниченными возможностями здоровья); — СНИЛС обучающегося; — приказ директора школы. |
Специальные условия охраны здоровья
Сопровождение детей-инвалидов по индивидуальным образовательным маршрутам, разработанным на основании ИПРА (индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МАОУ Липовская СОШ использует информационную систему «Дневник.ру».
Дневник.ру – ведущая ИТ — компания Санкт-Петербурга, разработчик решений и единой электронной среды для учителей, учеников и их родителей (законных представителей), администрации образовательного учреждения, а также представителей органов исполнительной власти.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к электронным образовательным ресурсам в равной степени имеют все обучающиеся школы.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся на базе школы ограничены системой контентной фильтрации NetPolice.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Во время проведения занятий, где обучаются дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
— мультимедийные комплексы (проектор и экран);
— интерактивные доски;
— ноутбуки ученические с подставкой под ТСО,
— телевизоры,
— видеоплееры,
— видео DVD,
— МФУ.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежития и интернаты не предусмотрены.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежития и интернаты не предусмотрены.
МАОУ Липовской средней общеобразовательной школе на 2016-2021 годы